Царствие Божие. Что мы знаем о Царстве Бога.

              Нужны ли в современной церкви пророчества и могут ли появиться пророки? Царство Бога и жизнь вечная.

              Церковь и Царство Бога. Пророческое служение. Виды пророчеств от Бога. Информация на странице www.stonerain.ru/prophets.html

              Готовы ли мы, как церковь к пророческому служению?

              Есть ли опасность пророчеств в церкви? Что такое пророчество и кто такие пророки? Пророчество в современном христианстве.

             

Пророчество в современной церкви. Присутствие и необходимость.

На главную Stonerain.ru - список статей.

Вступление

Евр. 1:1-2 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

Автор этого Послания в первом же стихе обозначил явление пророчества, как весьма разнообразное («многообразное» - библ.) в его проявлениях. Возможно, поэтому так сложно найти единое универсальное определение пророчества и пророческого дара. Много споров существует в отношении того, что есть пророчество, а что нет, даже если отталкиваться от тех случаев проявления данного феномена, которые зафиксированы в канонических тестах Библии.
Данная небольшая работа имеет цель выяснить, что может значить явление пророчества для современной церкви.


Три ключевых вопроса, которые легли в основу этого текста:

I. Что признать пророчеством.

II. Кого признать пророком, и на каком основании.

III. Признать ли что пророчества прекратились или признать, что они действуют.


I. Что признать пророчеством.

Итак, пророчество. Что оно есть по своей сути. Посмотрим некоторые места в Писании, которые в комплексном (совместном) рассмотрении могут дать нам ответ.

Иерем 2:1-2 И было слово Господне ко мне: иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: «. . .» .

2-е Петра 1:21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Иерем 14:14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.

1-е Цар 19:20  И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать. 21  Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать.

Из комплексного рассмотрения этих отрывков видно, что Пророчество по своей сути – послание, несомое человеком (пророком) от Бога к другим людям, полученное в момент Особого Откровения - прямой личной индивидуальной речи Бога к человеку. Здесь ключевую роль играет понятие «Особое Откровение». Это термин, призванный отделить информацию или знания, которые человек может получить умозрительными, эмпирическими путями (догадаться, вычислить, вывести из рассуждений) от информации или знаний, полученных непосредственно от Бога «из уст в уши», как от Личности к личности в процессе непосредственного (вербального) общения.

Также, пророчество происходит от желания Бога направить конкретного человека (пророка) к другому человеку или группе людей с конкретно сформулированным посланием, которое должно быть передано слово в слово, без любых изменений, вносимых самим пророком. То есть пророчество ИСКЛЮЧАЕТ личную инициативу пророка в содержании пророчества. (2-е Петра 1:21). И в этом пророчество отличается от мечтаний и целей конкретного человека, к которым он стремится по личной инициативе, вдохновению, и действует при этом, исходя из личного понимания и личных планов – не важно – благих или злонамеренных. Это ясно видно из обличений лжепророков в Иер 14:14, когда «мечтания сердца» Бог противопоставляет пророчеству. Причем в мечтаниях сердца, как в таковых, нет порочного начала. Они могут быть духовными, наполненными целями служения, но они НЕ являются пророчествами. И грехом будет как раз момент выдачи своих желаний за задачу, поставленную Богом в акте «Особого Откровения». Примером может служить план Давида построить храм. Он мог бы заявить, что Бог ему сказал построить храм, или что Бог положил ему на сердце построить храм. Но Давид удержал себя в этом отношении очень скромно и не превознес сам своих мыслей, как "это у меня от Бога". И это видно в писаниях:

3 Царств 8:18  но Господь сказал Давиду, отцу моему: "у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 19 однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему".

То есть тут мы сталкиваемся в необходимости четко разделить понятия, чтобы в них не путаться. Понятие «вИдение» (ударение на И), как мечта человека, и понятие «Пророчество», как Откровение свыше.

Зачастую мы в церкви говорим «у меня есть видение». Тут мы можем попасть в некую ловушку, поскольку реально речь идет о появившейся мечте, пониманию того, КАК она может выглядеть, будучи воплощенной в реальность и о плане по ее воплощению. А, как уже было показано выше, мечта не обязательно исходит от вдохновения Богом. Она вполне может быть плодом устремлений самого человека. Так что, строго говоря, это все же не «видение», поскольку подлинное видение предполагает акт Особого Откровения, которого, очевидно, здесь не происходило. Пришедшие на сердце чувство и мечта могут быть как нужными Богу, так и не нужными в ДАННЫЙ момент, при ДАННЫХ обстоятельствах или от КОНКРЕТНОГО человека (пример с Давидом). Хотя, на самом деле, можно было бы сказать, что у Давида есть «видение», что нужно построить храм. Но строго с библейской точки зрения видения от Бога у него не было. И здесь нам нужно быть осторожными, чтобы не впасть в искушение, которого, к счастью, избежал Давид.

Также часто в церкви можно слышать о пророчестве, как о простом цитировании Писаний. «Ты читаешь человеку Библию, значит говоришь ему Слово Божье, значит пророчествуешь». К сожалению, тут можно только констатировать подмену понятий или даже некоторую спекуляцию. Во-первых, не все, что написано в Библии, сказано непосредственно Богом. Писания представляют собой Богодухновенный текст, но не состоят на 100% из прямой речи Бога. Нельзя путать эти понятия. Во-вторых, написанное в Писании - есть написанное ко всем. Конечно, цитирование Писания людям дает им возможность соприкоснуться с истиной от Бога, но по сути - это не пророчество. Почему же? Восприятие человеком Писания осуществляется через личные переживания, впечатления, умозрительные размышления, даже анализ. И выводы о том, что «сказал мне Бог», человек делает на основании своей, скажем так – духовности. Хотя, конечно, мы знаем строки из писаний, что «Слово Божье живо и действенно», и мы знаем, что Библия производит чудесное воздействие на читающего или слушающего так, как будто мы слышим голос Бога. Но при этом, строго говоря, чтение Библии человеку пророчеством не является. Это называется «проповедь Слова». Ибо мы помним, что и в ветхозаветные и в апостольские времена понятия проповедь и пророчество не смешивали. И учителя и законники в Ветхом Завете и Апостолы читали людям Писание, помогали его понять, применяли его в учении, назидании, обличении... Но никогда не отождествляли это с пророчеством. И под пророчеством понимали именно передачу Особого Откровения, полученного конкретным человеком От Бога Лично, а не проповедь Писаний с истолкованием.

Выше рассмотрены пророчества, которые можно назвать «Миссионерскими». То есть пророк выполнял более-менее понятную ему миссию от Бога, которую Бог начинал словами «Пойди и скажи так…». А пророк начинал свою речь словами «Слушайте, ибо так говорит Господь…».

Предсказание. Достаточно понятный нам вид пророчества, - предсказание грядущих событий. Был характерен как для времен Ветхого Завета, так и в церкви Нового Завета. Нас, конечно, интересует новозаветный период истории. Пророчества отныне не определяют СТРАТЕГИЮ народа Бога – ее определяет Благая Весть и Новый завет. Пророчества остаются востребованными лишь на уровне повседневных дел людей и церкви, что мы и видим на примерах Новозаветных пророков. (деятельность Агава). Агав – типичный прозорливец, провидец, который говорит о том, что должно произойти, но при этом он не возвещает волю Господа, как пророк-посланник («миссионер»). Агав просто сообщает о том, что должно произойти. Деяния не раскрывают, как он получил это знание, но подчеркивают, что он не возвещает - «Господь повелел, чтоб вы сделали то-то и то-то…». Он просто предсказывает факты, которые будут иметь место в будущем и никак не комментирует это. С точки зрения наблюдателя со стороны, из мира, Агав – типичный предсказатель событий, который, хотя и озвучивает свои видения в церкви, но на формирование вероучения не претендует, и ему никто не возбраняет говорить. Лука, автор хроники, никак не комментирует от себя эти ситуации – ни положительно, ни отрицательно. Реакция учеников в одном случае была конструктивная – собрали сбор для тех, кто пострадает от голода, предсказанного Агавом. В другом случае Павел просто игнорирует то, что услышал от пророка, хотя опять же не высказывает ничего по поводу услышанного от Агава. Назовем это просто «Предсказания».

Есть и более интересный и загадочный вид пророчеств, о котором Писание говорит часто, но неопределенно. Это похоже на некоторую «одержимость» Духом Божьим (в противовес одержимости нечистым духом), когда человек теряет контроль над собой и становится управляемым этим Духом. Пример такой «святой одержимости» встречается в 1Цар 19:20-21 (текст приведен в начале п. I. Судя по всему, похоже, люди «отключались» и были полностью под властью Духа, Который что-то вещал через них. Причем содержание этих пророчеств ни разу в Писании не приводилось и, вполне возможно, было скорее демонстрацией, неким свидетельством присутствия Духа на этих людях. В приведенном фрагменте Писания, ситуация даже была весьма комичной, когда несколько «групп захвата», посланных за Давидом, просто стояли и, забыв о задании, вещали пророческие речи, которые даже не имели большого значения. Бог проявил Свое чувство юмора. Так же подобная «Одержимость Духом Божьим» отмечена в Числ 11:25, Деян 19:26. Назовем это «Пророчество водительством Духа».

И еще один вид пророчеств – это неосознанные провозглашения от Бога, когда человек, говоря о своем, «говорит не от себя», но не будучи под водительством Духа в смысле предыдущего пункта. Причем то, что сказанное оказалось пророчеством выявляется только в процессе истории, поскольку в момент высказывания вообще как пророчество не подразумевалось и не провозглашалось. Таково содержание пророческих псалмов Давида, которые писались просто как песни или как эмоциональные поэтические произведения. Давид, при всей его славе, не имел репутации пророка. Сейчас мы уверенно говорим, что Давид был пророком. Таково же было высказывание первосвященника Кайяфы о Христе в Ин 11:49-51. Никаких изначальных поводов считать сказанное пророчеством не прослеживается, поскольку произносится просто в ходе разговора. Может быть, подходящее определение тут «Неявное»…

Таким образом, можно определить как минимум четыре вида пророчеств: «Миссионерское», «Предсказание», «Под водительством Духа» и «Неявное».


II. Кого признать пророком, и на каком основании.

Как уже было отмечено, пророк – это человек, получивший Особое Откровение лично от Бога. Я тут не побрезгую привести определение пророка из Википедии, поскольку оно достаточно корректно:

Пророк. Во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения ПО ОСОБОМУ внушению Св. Духа.

Таким образом, мы видим, что пророк получил знание или информацию сверхъестественным путем (с точки зрения общепринятых законов мироустройства). После получения этого знания, пророк доносит его до людей.

Таким образом, на роль пророка претендует человек, который в случае «миссионерского пророчества» начинает свою речь словами «Слушай, народ, вот что говорит вам Господь». И этот человек далее передает слово в слово все, услышанное от Бога, не внося НИКАКИХ изменений в конкретный текст, который повелел передать Бог конкретным людям. Пророк не решает, что говорить и в какой форме. Он не привносит своих идей или толкования в сказанное. И он осознает свою ответственность за честность своей роли. Ключевым моментом тут является осознанная передача пророком слов Бога. Таким образом, такой пророк – это больше «Посланник», глашатай со свитком, который ему поручено зачитать.

Пророки-предсказатели раскрывают наступление событий, но при этом не говорят о воле Бога в отношении людей. Выглядит так, что «наступят такие времена и события, поэтому можешь принять это во внимание и подготовиться».

В отличие от пророков-посланников, человек под полным водительством Духа, скорее всего, не осознает происходящего и вещает вещи, которые может сам не понимать. Но его особое состояние при этом очевидно для окружающих. Проблема в том, что даже в Писании людям не всегда была очевидна природа духа, овладевшего человеком. Это мог быть Дух Божий, а мог быть дух ложного пророчества, путающего людей и вводящего их в заблуждение. Пример – 3-я Царств 22:21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: «ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так».

Представляется возможным провести некоторую параллель между пророком-предсказателем и мистиком-предсказателем (ясновидцем). Но мистики-ясновидцы зачастую используют видения, которые им еще приходится истолковывать, интерпретировать с большим или меньшим успехом. Часто они используют гадание или магию для инициации видений, трансовые состояния, наркотики или даже обращение к духам, далеким от Бога. Природа и источник таких видений или прозрений далеко не очевидны. Возможно, тут может иметь место дар пророка, который используется недуховно, но лучше быть крайне осторожным, поскольку тема эта на сегодняшний день малоизучена (если вообще изучена), не имеет точных богословских определений и противоречива. А значит потенциальна опасна при попытках применить ее в жизни.

Далее объективная практическая оценка пророка определяется по факту совершения событий, о которых он пророчествовал. Если события не исполнялись, пророка в ВЗ полагалось побить камнями. Но даже если пророк что-то пророчествовал, пророчество сбывалось, но при этом он предлагал веру, альтернативную вере в Господа, или пророчество шло вразрез с заповедями Закона, то он также считался лжепророком и подлежал также побиванию камнями. Здесь иллюстрации в Втор 18:20-22 и Втор 13:1-5. Таким образом, Бог очень конкретно защищает народ от лжепророков и даже ревностно разделяет пророков и «менеджеров», которые просто планируют события, но выдают их за планы Бога. Причем, как я уже отмечал, слово «менеджер» тут не является порочным по своей сути. Человек может планировать хорошие и важные вещи, но при этом иметь не те планы, которые Бог сейчас хочет благословить. Но вот пересечение границы от понятия «я так планирую и молюсь за это» до понятия «Бог мне сказал так сделать» осуждается Богом вплоть до смерти.

В качестве курьезного примера можно привести реальную историю из жизни одной христианской общины за рубежом. Община планировала построить молитвенный дом, собрала средства, нашелся архитектор, который сделал проект, и вроде все было в порядке... НО. Одному члену общины приснился сон, в котором Бог повелел ему изменить проект таким образом, чтобы размер молитвенного дома увеличился в соотношении 5:3 – по количеству стрел, которое нужно было выпустить по слову Елисея-пророка и реально выпущенных царем Иоасом (4-е Царств 13:14-20). Типа церковь не доделала проект так, чтобы он соответствовал воле Бога. После такого пророчества община впала в скандалы, разделения и возможно, распалась.

Таким образом, опираясь на Писания и на примеры из жизни, пророк прежде чем быть авторитетом во влиянии на церковь, должен иметь репутацию человека, имеющего верный дар, праведного, постоянного и стабильного в вере. Иначе, вспоминая неверного Богу пророка Валаама, можно попасть под влияние, основанное не только на послании от Бога. Так же, как было отмечено выше, стоит быть крайне осторожными при обращении с пророчествами, высказываемыми пророками «под водительством Духа». Ну, и пророки, изрекающие «неявные» пророчества признаются за таковых только в ходе истории – спустя десятки или сотни лет по факту сопоставления их речей и подтвержденного исполнения сказанного. Хотя, тут так же лучше быть осторожными, чтобы не попадаться на просто совпадения.

Важно отметить, что не все персонажи Писания, которые имели личное общение с Богом, откровения и видения, названы в Писании пророками. Исаак и Иаков также получают откровения от Господа, но к ним термин «пророк» не применяется. Иосиф видит пророческие сны и умеет истолковать пророческие сны других людей – этот его дар признают и воспринимают его соответственно, но термин «пророк» к Иосифу в Писаниях не применен. Более того, есть упоминание, что Иосиф «баловался» гаданиями, хотя оценка этого факта в Писании, как часто бывает в Ветхом Завете, отсутствует. Интересен факт, что в иудаизме даже пророк Даниил не считается пророком, поскольку несмотря на чрезвычайные видения и откровения, не имел послания к народу Божьему, как пророк-«миссионер».


III. Признать ли, что пророчества прекратились или признать, что они действуют.

Нужны ли современной церкви пророки, и действует ли сегодня дар пророчества? Вопрос, служащий предметом споров, разделений, расколов. Но обходить этот вопрос стороной – все-равно, что при уборке заметать мусор под ковер. До бесконечности не получится – во-первых, будет видно, а во-вторых, рано или поздно переполнится и вывалится сразу большой кучей.

Традиционно в Международных Церквях Христа вопрос именно обходится стороной, как несущественный или даже закрытый с тем объяснением, что пророчеств нет, потому что они прекратились. Для аргументации такой позиции используется единственное место из Писаний, которое говорит, что пророчества прекратятся, когда наступит совершенство. Это 1-е Кор 13:8-10. И вот тут срабатывает герменевтическое толкование, что под "совершенством" понимается законченность Св. Писаний. Поскольку очевидно, что количество Богодухновенных книг определено, канон Библии составлен и расширению не подлежит, то, следовательно, мы имеем полный совершенный источник знаний о Боге и об отношениях с Ним, а соответственно, пророчества становятся неактуальны. Интересно, что опровержение такого объяснения содержится в ЭТИХ же стихах, а конкретно – 8-м: «…знание упразднится». Получается, что Павел писал, что когда Библия будет написана, то ЗНАНИЕ УПРАЗДНИТСЯ, то есть станет ненужным. Врядли это соответствует как тому, что подразумевал сам Павел, так и реальной действительности. На самом деле, для рассмотрения вопроса о пророчестве, нужно смотреть в комплексе 12, 13 и 14 главы послания Коринфянам. Нас часто подводит привычка смотреть на Библию и воспринимать ее «отрывками», забывая, что авторы писали ее цельным текстом, где мысль развивалась и наполнялась. Попробуем. А заодно попытаемся поднять на свет истинное значение смысла отрывка 1-е Кор 13:8-10.

В 12-й главе 1-го послания Коринфянам пророчество характеризуется как дар, призванный для служения в церкви, то есть удовлетворения ее нужд, наряду с даром мудрости, управления (администратор), знания (учитель), проповеди (евангелист), итп. Выглядит так, что изначально пророчество в НЗ не всегда призвано формировать Писание, то есть входить в вероучительный канон в качестве опорной истины для каждого человека. Оно могло служить конкретным ситуациям из повседневной жизни церкви, раскрывая причинно-следственные связи тех или иных решений и действий (пример с Павлом, которому Агав предрек арест или предсказание тем же Агавом голода в церквях, что послужило мотивом для организации помощи). То есть пророчество вполне МОЖЕТ пребывать в современной церкви, НЕ ПЕРЕСЕКАЯСЬ с полнотой библейского канона.

В 13-й главе Павел интригует нас намеком на некоторое «совершенство», которое положит конец пророчествам, языкам, знанию, когда каждый человек познает ЧТО-ТО во всей полноте, также, как познан сейчас (кем?) и когда не нужными станут даже вера и надежда, которые пребывают сейчас в ожидании этого совершенства (13:13). Итак, интересно, что же это за совершенство, при котором знание, вера, надежда, земные служения перестанут быть нужными и будет познано НЕЧТО лицом к лицу без догадок и размышлений? (а может не НЕЧТО, а НЕКТО?)… Если мы еще не поняли, о каком «совершенстве» все же идет речь, то подойдем к этому дальше.

В 14-й главе Павел даже еще больше акцентирует внимание на важности и даже необходимости служения пророчества в церкви, как служения назидающего, обличающего, раскрывающего понимание и более превосходного, чем языки, которые даже Павел снисходительно позиционирует как некий «спецэффект» для знамения неверующим. А вот пророчество Павел воспринимает очень серьезно, ставя его выше спецэффектов. И даже призывает стремиться к пророчеству - апеллирую к определению пророчества в пункте I. Да и в дальнейших посланиях Павла также выражается серьезное отношение к служению пророчества в повседневной жизни церкви: 1-е Фес 5:20 «Пророчества не уничижайте».

Итак, если пророчество является, согласно Библии, служением для повседневной жизни церкви и не абсолютно пересекается с полнотой Библии, чтобы быть упраздненным с формированием полного Библейского Канона, то что же тогда подразумевается в ключевых для нас стихах 1-е Кор 13:10 "...когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится"?

Ну, скажем так, идея, что под совершенством подразумевается полнота канона Библии, здесь совсем не очевидна. И толкование данного места  Писания в таком ключе как минимум безапелляционно и противоречит всем известным принципам герменевтики (правила толкования значения Писаний). А эти правила в первую очередь велят нам смотреть на контекст написанного в значении как минимум соседних стихов, и при недостаточности - главы или нескольких соседних глав, а то и всей книги целиком. А при необходимости всей Библии в комплексе. И что же? Анализ содержания трех окружающих глав нам только подчеркивает важность пророчеств в повседневной жизни церкви. Тогда как сами по себе указанные три стиха с 8 по 10 не содержат четко обозначенного указания на Библию. Но зато в них очевидны пространные манящие настойчивые намеки Апостола на ЧТО-ТО… Как бы в стиле «не будем говорить кто это, хотя это был Слоненок». Это прослеживается с 10 по 13 стихи. Давайте внимательно посмотрим на них (даже с 9-го для полноты картины):

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11  Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12  Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Когда настанет совершенное, то прекратятся пророчества и знания. Нынешняя наша жизнь сравнивается с младенчеством против взрослости, так и наше нынешнее видение – как бы неясное, сквозь тусклое стекло. А когда наступит совершенство, увидим ВСЕ лицом к лицу и познаем в совершенстве. Может быть, тут есть еще зацепка за отсутствие полной Библии в момент написания этих посланий? А сейчас мы ведь, получается, имеем полное знание? Но можем ли мы тогда сегодня сказать, что знание Бога упразднено и не нужно нам? Врядли. И более того, Павел пишет, что ПОКА мы ожидаем прихода этого совершенства, для нас пребывают вера, надежда и любовь, которая, правда больше. Неужели для нас сегодня уже не нужны вера и надежда? У меня напрашивается только один вывод из написанного: Павел говорит о приходе Царства Христа – о совершившейся полноте изначального Божьего плана – наступлении Небесной жизни с Богом. Именно тогда не нужны будут земные служения, и тем более пророчества, именно тогда упразднится знание, потому что будут сняты естественные барьеры между Богом и человеком, и люди встретятся лицом к лицу с Богом, именно тогда перестанут быть нужными вера и надежда, потому что вера приведет, а надежда совершится, останется только любовь, которая БОЛЬШЕ и которая не прекратится, как сказано. Именно тогда мы познаем и увидим Бога не через размышления над Писаниями, не через чувства и ощущения, не через озарения и чудеса, а в совершенстве, как сейчас мы познаны Богом. Вот, пожалуй, то, о чем писал Павел в загадочных для нас строках конца 13-й главы 1-го послания Коринфянам.

Сергей Никитин, Михаил Калинин. 2016г.

 

Контакты со мной:

+7 (916) 447-2729 Сергей.

Пишите мне по всем вопросам на адрес
или нажмите сюда, чтобы послать сообщение прямо с сайта.